Конституционный суд РФ приступил к проверке конституционности закона об обязательной "автогражданке". Процесс инициирован по запросам группы депутатов Госдумы РФ, Госсобрания Республики Алтай и Волгоградской областной Думы. Заявители полагают, что оспариваемый закон принуждает граждан к заключению договора страхования, что недопустимо.
Маркетинг и Консалтинг,
29 марта 2005 г.
Страховая мафия попрала Конституцию 1720 просмотров
Конституционный суд России 22 марта приступил к проверке конституционности закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). С просьбами проверить обязательную автогражданку на соответствие основному закону страны в суд обратились группа депутатов Госдумы, Госсобрание Республики Алтай, Волгоградская областная дума, а также гражданин Сергей Шевцов. Основной претензией к "автогражданке" всегда была ее обязательность. Но ведь навязывать платные услуги запрещено по закону. А "автогражданка" по своей форме есть ни что иное как одна из таких услуг в области страхования имущества. Очевидно, что страхование транспорта, жилья и тому подобного в демократическом обществе должно быть добровольным. Поэтому возникла крамольная мысль: а не стал ли закон об ОСАГО еще одним побором? Ведь данный закон страхует не ответственность гражданина перед третьим лицом, а является дополнительным косвенным налогом на автомобиль, так как, имея несколько машин, автовладелец должен страховать их всех, а не свою ответственность. В пользу вывода о том, что обязательная "автогражданка" - не более, чем еще один побор, свидетельствует и тот факт, что даже при наличии полиса добровольного страхования, он не заменяет полис обязательного. Получается, что гражданин, добровольно застраховавший свою машину, теперь вынужден оплатить и обязательную страховку. И ладно бы, если бы страховой сбор собирало государство, но эти деньги попадают прямиком в карманы страховщиков. "По моему убеждению, этот закон - большая и долгоиграющая кормушка для многих", - заявил на пресс-конференции 25 марта в Москве вице-председатель Движения автомобилистов России, адвокат, действительный член Академии юридических наук Леонид Ольшанский. "Я полис ОСАГО не приобрел, и приобретать не буду под любым предлогом", решительно продолжил адвокат. Бойкотировать обязательную "автогражданку" Ольшанский призвал и других автомобилистов. Его аргументы просты: тарифы, навязанные страховщиками грабительские, сам закон противоречит Конституции и содержит много положений, усложняющий и без того нелегкую жизнь россиянина. "Если забыл взять с собой оформленный полис, то машину могут отправить на штрафстоянку, а вот если вообще не застраховался, то только штраф. Так зачем платить больше? Я - противник взяток, но лучше 100 рублей гаишнику, чем несколько тысяч алчному страховщику", - говорит Ольшанский. Другим средством народной борьбы с грабительской "автогражданкой" стало использование поддельных страховых полисов. Адвокат считает, что если водителя с такой подделкой поймают, ничего страшного ему не грозит. "Для таких случаев есть ч.3 ст. 327 "Использование заведомо (делаю акцент на этом слове) подложного документа" т.е. Вы, показывая документ, должны быть уверены, что он поддельный, а не настоящий. Водитель же должен стоять насмерть: у входа в ГАИ, на рынок, на автостанцию приобрел у страхового агента (сидящего в "Газели", за приставным столиком) я приобрел полис и был убежден, во-первых, что это страховой агент, а не жулик, а во-вторых, что документ - подлинный. Я не должен знать наизусть тарифы. И тем более я - не криминалист. У меня документ никаких сомнений не вызвал. При такой позиции наверняка пройдете свидетелем или потерпевшим по делу", - успокаивает Ольшанский. Комментируя рассмотрение закона об ОСАГО в Конституционном суде, адвокат заверил журналистов, что "автогражданка" противоречит сразу нескольким статьям Конституции РФ. По убеждению Ольшанского, концепция закона, изначально подозревающего любого автомобилиста в том, что он кого-либо собьет или в кого-нибудь врежется, противоречит ст. 49 Конституции РФ, содержащей понятие презумпции невиновности. "Согласно этому принципу все граждане изначально считаются честными и порядочными, пока следователь, суд или прокурор не доказали обратное. Закон об ОСАГО исходит из принципа презумпции виновности: по мнению страховщиков, все водители - нарушители, и они обязательно кого-то или собьют или поцарапают. С такой позицией предстоит долгая и трудная борьба", - сказал адвокат. Содержащееся в законе понятие "страховочные коэффициенты" противоречит ст. 19 Конституции РФ, согласно которой все граждане нашей страны равны независимо от пола, возраста и места жительства. ОСАГО предполагает, что москвичи и питерцы как жители городов с интенсивным движением должны платить больше, скажем, чем казанцы или сочинцы. "Получается, что по воле страховщиков жители одних городов должны платить больше других. Но размер компенсации по страховке от прописки не зависит никак. Так почему же одни должны платить больше других? Налицо дискриминация по принципу территориальности", - делает вывод Ольшанский. По словам адвоката, в законе об ОСАГО есть тысячи лазеек, позволяющих автостраховщикам не выплачивать деньги в случае аварии, или выплачивать по минимуму. Одна из них - введение в полисах графы с перечнем лиц, которым автовладелец имеет право доверять свой автомобиль. Ольшанский считает, что это противоречит статье 35 Конституции РФ, в которой говорится, что собственник вправе свободно распоряжаться своим имуществом, в том числе, может дать доверенность любому на пользование квартирой, дачей, гаражом, машиной. "А по грабительскому закону об автогражданке - уже не любому, а только тому, кто вписан в страховой полис. Если машина с водителем, которому вы доверили свой автомобиль, но который не вписан в полис, попадет в аварию, то страховщики вам денег не выплатят", - сказал адвокат. Леонид Ольшанский также отметил, что в условиях принудительного страхования, когда страховые компании уже не держатся за клиента, их основным занятием становится уклонение от выплат по страховкам под любым предлогом. По его словам, нередки случаи, когда по закону обязательного страхования потерпевшему выплачивают только 1/10 часть стоимости повреждённых деталей автомобиля. "Это говорит, в очередной раз, о мошеннической сущности страховых компаний. Вам придется со своей компанией судиться о размерах выплат, об экспертном заключении. А до этого - судиться с другим участником ДТП, чтобы определить: кто из вас виноват. А еще - отсуживать уже с виновника ДТП оставшиеся деньги, которые откажется платить страховая компания. Это еще раз подчеркивает лживый миф, созданный руками ГАИ и страховых компаний, что после принятия закона об ОСАГО россиянам не придется ходить по судам. Придется и в три раза больше", - убежденно говорит адвокат. Получается, что при ДТП с малым ущербом (до 200$) на ОСАГО рассчитывать вообще не следует, так как потом страховщики возьмут свое с водителя за счет повышающих коэффициентов. При продлении страховки сумма страховки попавшего в ДТП водителя будет гораздо выше, чем эти 200 долл. Тезис о том, что в законе об ОСАГО не учтены интересы пенсионеров и социально незащищенных людей на фоне монетизации льгот, уже не кажется чем-то вопиющим. Такова тенденция в "социальном государстве" РФ. По сведениям Ольшанского, в некоторых регионах средний размер стоимости годичного страхового полиса почти совпадает со средней пенсией. Так что судьба наших пенсионеров - ходить пешком Нарекания адвоката вызывают теперешние условия обязательной страховки. По ним полис можно оформить только на год или на полгода. Причем, если автовладелец предпочитает полугодичный контракт, то платить ему приходится вовсе не половину стоимости годичной страховки, а целых 70% от ее цены. Вот такая у автостраховщиков арифметика. А что делать тем, кто пользуется своим автомобилем только 1-2 месяца в году, а остальное время он находится в гараже? По действующим нормам закона об ОСАГО они платят как все, возможность купить полис на короткий срок не предусмотрена. По словам Ольшанского, в западных странах автовладельцы имеют право платить лишь за то время, когда машина действительно находится в эксплуатации, более того, предусмотрен даже полис выходного дня. В России за такой цивилизованный подход к водителю приходится бороться. В чем же дело? Почему закон был принят в таком плохо проработанном виде, что защищает он не права автомобилистов, а коммерческие интересы страховщиков? Леонид Ольшанский напоминает, что демон ОСАГО возник не вдруг: "Этот закон страховщики пробивали в Думе 10 лет, и 10 лет мы боролись с их лоббистами. Одному Господу Богу известно, сколько денег и в чьих карманах осело. Ясно одно, что в России 30-35 млн. только частных машин. Средняя цена одного полиса 150 долларов. Перемножим эти цифры и получится, что в сейфах страховых компаний в течение года оседает 5 млрд. долларов. Ясно, что за эти деньги можно пойти на все". По словам Ольшанского, лоббируют репрессии против водителей - будь то многократное увеличение штрафов или повсеместное введение эвакуаторов - одни и те же люди. Среди тех, кто заботится не о безопасности дорожного движения, а о "набивании карманов гаишно-эвакуаторной мафии" адвокат назвал бывшего руководителя ГАИ России, а ныне члена Совета Федерации от Карелии Владимира Федорова. Среди так называемых "заинтересованных лиц" прозвучали имена председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника и членов этого комитета Александра Коваля и Владимира Тарачева.
Вся пресса за 29 марта 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
23 ноября 2024 г.
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 22 ноября 2024 г.
Тюменских таксистов начали наказывать за работу без разрешительных документов
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|